Игры для развития мимической мускулатуры

Мимика нужна человеку не только для выражения эмоций. Она играет важную роль в формировании правильного произношения, поэтому логопеды и дефектологи уделяют ей отдельное внимание, включая в комплексы коррекционных упражнений. Чем и когда полезна мимическая гимнастика для детей?

Польза мимической гимнастики.

Мимическая гимнастика – неотъемлемая составляющая занятий по постановке или коррекции произношения у дошкольников. Особенно она показана детям с недоразвитием или задержкой речевого развития, заиканием, дизартрией и другими проблемами звуковоспроизведения. Применяют ее вместе с артикуляционными упражнениями.

Что дает такой тандем? Подготавливает мышцы и нервные окончания к коррекционной работе. Способствует четкости дикции. Оттачивает артикуляцию. Расслабляет мышцы лица. Развивает владение мышцами артикуляционных органов (языка, губ, щек). Чтобы упражнения для мимики принесли пользу, важно делать их регулярно, соблюдая простые правила. Упражнения необходимо выполнять строго перед зеркалом (лучше большим), чтобы малыш видел в нем движения – как свои, так и педагога. Во время занятий каждое упражнение акцентируют на одной группе мышц. Мимические упражнения для детей выполняются спокойно, плавно, без особых усилий, но при этом ритмично.

С какого возраста можно заниматься с малышами гимнастикой на мимику? С того момента, как родители выяснили, что ребенку нужна речевая коррекция. Обычно это 3–4 года, то есть возраст младших дошкольников. В коррекционных детских садах такие занятия тоже активно используют. Проводят их в игровой форме, что наиболее интересно для малышей данного возраста.

Коррекционная работа по развитию мимики

Коррекция мимической моторики проводится в нескольких направлениях:

  1. развитие умения понимать эмоциональное состояние человека;
  2. развитие качества и объема движений мимических мышц;
  3. развитие умения воспроизводить мимические позы.

Нормализация мимической моторики осуществляется с учетом принципов:

  1. индивидуального подхода;
  2. от простого к сложному;
  3. систематичности;
  4. тематического подхода к планированию;
  5. вариативности.
  6. Развитие понимания эмоционального состояния человека

Детям предлагается распознать эмоции:

а) по проявлениям на лице (мимические позы демонстрируются взрослыми, детьми, показываются фотографии, картинки, рисунки, схематичные изображения данных поз);

б) по предъявлению наглядного или словесного сюжета:

* несложного, понятного по смыслу, с небольшим количеством персонажей, с наличием наглядно выделенного предмета, который является причиной эмоционального состояния персонажа;

* сюжетные ситуации с участием нескольких персонажей, которые связаны между собой и с окружающей обстановкой сложными причинно-следственными отношениями.

Ребенку дается инструкция:

 - Что делает Света? (улыбается).

 - Посмотри на картинку и определи настроение у персонажа (указать).

 - Послушай рассказ и назови настроение персонажа (указать).

  1. Развитие мимической моторики

Цель: развивать качество и объем движений мимических мышц.

а) дети выполняют отдельные тренировочные упражнения для мышц лица;

б) дети выполняют мимические позы.

По степени самостоятельности воспроизведения задания предъявляют в таком порядке:

По образцу взрослого или ребенка.

Сделай как я. Сделай как Таня.

По инструкции

 в) наглядной (показываются фотографии, цветные и черно-белые картинки, рисунки, схематичные изображения мимических поз, пиктограммы).

 - Сделай так, как здесь нарисовано.

 г) словесной.

Дается задание: «Сделай, как в стихотворении (рассказе)!» По ходу чтения стихотворения (рассказа) называется мимическая поза, и ребенок ее воспроизводит.  

Например:

 - Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

По представлению ребенок выполняет позу по ассоциации с предметом, по подражанию действию, совершаемому неодушевленным предметом, человеком, животным.

Например:

 - У свежего яблока круглые бока (надуть щеки).

 - Высохшее яблоко сморщилось (втянуть щеки).

Самостоятельно

Вспомни, какие упражнения мы выполняли. Потренируй мышцы лица.

  1. Упражнения мимической гимнастики

Из предложенных ниже видов движений составляются комплексы мимической гимнастики. Весь комплекс повторять 3 - 4 раза в день перед зеркалом. Дозировка каждого упражнения: по 5 – 10 раз.

Мимическая гимнастика для мышц лба

  1. Поднять удивленно брови (одновременно, поочередно).
  2. Нахмуриться.

Мимическая гимнастика для мышц глаз

  1. Слегка сомкнуть веки.
  2. Зажмуриться.
  3. Прищурить глаза.
  4. Подмигнуть то одним глазом, то другим.
  5. Открыть широко глаза от удивления.

Мимическая гимнастика для мышц приротовой области

  1. Губы в трубочку и расслабить.
  2. Углы рта в стороны и расслабить.
  3. Выдуть воздух из уголков рта поочередно.

4.Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и расслабить.

  1. Показать зубы верхней челюсти.
  2. Показать зубы нижней челюсти.
  3. Облизать верхнюю и нижнюю губы.
  4. Надуть щеки и расслабить.
  5. Втянуть щеки и расслабить.
  6. Набрать воздух под верхнюю губу.
  7. Набрать воздух под нижнюю губу.

12." Перегонять" воздух из одной щеки в другую.

  1. Беззвучно произнести звуки: М, Б, П, О, У, И.
  2. Беззвучно произнести слова: боб, Бим, бом, ком, Тим.

Мимическая гимнастика для жевательных мышц

  1. Открыть рот и закрыть.
  2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
  3. Открыть рот и закрыть.
  4. Надуть щеки и расслабить.
  5. Открыть рот и закрыть.
  6. Двигать нижнюю челюсть в стороны.
  7. Открыть рот и закрыть.
  8. Втянуть щеки и расслабить.
  9. Надуть щеки поочередно.
  10. Нижними зубами закусить верхнюю губу и закрыть рот.

11.Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот – голову прямо.

Многократное повторение однотипных движений снижает интерес у детей. Для его повышения необходимо использовать вариативные игровые приемы. Комплексы мимической гимнастики необходимо составлять из игр и упражнений, разработанных на материале лексической темы.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить